Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Что значит быть учителем?

01.09.2022 14:44
0

 

Сегодня 1 сентября – праздничный день для всех школьников, студентов, родителей и преподавателей. Во всех магаданских школах проходят торжественные линейки, посвященные началу учебного года, где с особой торжественностью встречают первоклассников.Что значит быть учителем, рассказывает преподаватель русского языка и литературы средней школы № 4 Елена Куцевалова.

СОШ № 4 – одна из старейших школ города Магадана. В далеком 1947 году на территории Автотэка в деревянном бараке была открыта начальная школа для детей п. Новые Гаражи, именно так назывался микрорайон в то время. Шли годы, школа переехала в двухэтажное каменное здание, продолжает оставаться начальной, и в ней всего 6 учебных кабинетов. Свой нынешний внешний вид школа обрела в 1960 году, когда к ней была сделана пристройка. В начале 90х годов открываются классы с углубленным изучением математики, литературы, истории, биологии, английского языка, и школа получает статус разнопрофильной – МОРШ № 4.

Нынешнее название МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» ей присваивают в 1999 году, после прохождения государственной аттестации и аккредитации. За 73 года учебное заведение воспитало не одно поколение магаданцев, в нем сложились добрые традиции и обычаи. Педагогический коллектив не только бережно хранит традиции, но с каждым годом приумножает их. О том, каково это – носить звание древнейшей и уникальной профессии – Учитель, «ВМ» рассказала учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 4 Елена Куцевалова.

Вопрос-ответ

– Елена Викторовна, сколько лет вы преподаете в школе русский язык и литературу, и есть ли кто-то из общепризнанных учителей, на которых вы равняетесь?

– Я преподаю с 1991 года, 32-й год пошел, как я работаю в 4 школе учителем русского языка и литературы. К работе учителя приступила не сразу по окончании института, «работала» мамой, а потом решила, что пришла пора применить полученные знания на практике и устроилась учителем. Иногда думаю, что погорячилась с выбором профессии, быть учителем – это не самый легкий труд.

Когда я только пришла в школу, у меня была наставница Надежда Биленец, вот у кого спокойствие, выдержка и интеллигентность. У нее я многому научилась. Еще большим примером для меня служит учитель истории Жанна Боженкова, сейчас ей уже 80 лет и она давно на пенсии, учитель старой закалки, бездна знаний, неугасаемый энтузиазм и умение работать, на таких людей я старалась равняться и брать с них пример.

Моя давняя подруга и коллега Елена Шипунова преподает в гимназии № 13, еще один педагог, у которого всегда есть чему поучиться. Слежу за ее деятельностью и думаю: а я так не умею, так не смогу. Она работает по-своему… Так, наблюдая за работой старших и опытных коллег, вырабатываешь собственный стиль работы.

Что же касается кумиров среди общепризнанных учителей, имена которых на слуху по всей стране, не скажу, что они для меня являются особым примером для подражания. Подражать никому не стоит. Можно восхищаться, как человек работает, черпать для себя что-то, но не более, это всегда чужой опыт, ты то другой.

– Всегда ли хотели быть школьным учителем, что привлекло вас в этой профессии?

– Нет, это все случай. Меня всегда влекла история и литература, поэтому поступала в Дальневосточный государственный университет во Владивостоке на историка. На одном из вступительных экзаменов нужно было написать сочинение, именно на него я опоздала, но меня все-таки допустили. Мне не хватило одного балла за сочинение, чтобы стать историком…

Я вернулась в Магадан и некоторое время работала секретарем-машинисткой, когда я заканчивала школу, нас выпускали уже со специальностью, отличная практика, на мой взгляд. Приняла решение, что останусь жить в Магадане, значит, нужно здесь и поступать, но в нашем пединс­титуте на историческом факультете изучали английский язык, а я учила французский. Пришлось поступать на филологический факультет. Во время учебы меня больше интересовала литература, сложность русского языка и уже в последнюю очередь – методика и педагогика.

Может, определенную роль в выборе профессии сыграл один эпизод из моей жизни, будучи еще юной, когда вернулась в Магадан из Владивостока, решила зайти в школу проведать своих учителей, и так мне грустно стало, неужели я больше никогда не услышу этого звонка… Возможно, это сыграло свою роль.

– Что самое важное в профессии учителя, без чего не может быть педагога?

– Такие философские вопросы… Думаю, что на разных этапах жизни на них будешь отвечать по-разному. Да все важно. Здесь нельзя выделить пару качеств. Должно быть все и сразу. Знание предмета, увлеченность – это с одной стороны, а с другой – если этими качествами обладаешь, но не умеешь найти подход к детям, то никакие знания тебе не помогут стать хорошим учителем. Все должно быть органично связано, одно без другого немыслимо.

– Что самое трудное в вашей профессии?

– Опять же все. Ты не можешь, как большинство людей, прийти просто домой и расслабиться, работу приходится нести с собой, и это не только тетради, которые нужно проверить, еще нужно подготовиться к следующим урокам, а если мы говорим об учителе литературы, то нужно еще постоянно читать и перечитывать книги.

В век цифровизации, при всех ее плюсах, ты очень ограничен в личном пространстве, иногда начинает угнетать, что ты доступен 24 на 7, в выходные, в отпуске, праздники – неважно. Звонок или сообщение (как всегда что-то очень срочное) и все твои планы летят в тартарары.

Сложно, что мы жутко забюрократизированы. Если в 90-е годы начиналась в школе, например, операция «Брусничка», мы просто собирались и шли всей школой на сопку. Тут и неформальное общение, и соревновательное начало, и просто удовольствие от пребывания на природе, а главное – ощущение общего дела. Сейчас столько формальностей нужно соблюсти, что проще объявить сбор брусники в индивидуальном порядке, чтобы каждый принес, сколько может и хочет, если хочет. Понятно, что времена сейчас другие и формальности вполне объяснимы и, пожалуй, правильны, продиктованы требованиями безопасности. Но порой вздыхаешь по прежней простоте организации, говоря казенным языком, массовых мероприятий.

– Как вы думаете, справляется ли современная система образования со своими задачами, что бы вы изменили?

– Думаю, в основном справляется. Если и есть проблемы, то дело точно не в образовании. Как и 30-20 лет назад, преподаватели стараются вложить в головы своих учеников весь объем информации, заложенный программой, и даже больше. Во всяком случае, в моем окружении именно так. Дело не в школе, а в обществе, атмосфере, в которой живут современные дети. Культ индивидуализма, потребительского отношения к жизни, так называемой успешности, процветает. На этом фоне проповедовать необходимость глубоких знаний, умения самостоятельно мыслить, мягко говоря, сложно, однако не делать этого, опускать руки нельзя. Злую шутку с детьми играют и высокие технологии. Зачем что-то самому решать, сочинять, если есть «волшебная» кнопка? Нажал – и Яндекс выдал тебе все, что нужно. Вот вам докладик, рефератик – плюсик поставьте, пожалуйста. Информация не анализируется, не добывается, как раньше, сидя над книгами в библиотеке, поэтому и в голове не задерживается. Знаний нет, а ощущение ложной успешности есть. Так что если говорить об изменениях в образовании, то начинать надо с общества. Ну а если отвлечься от высоких материй и спуститься на грешную землю, я бы говорила не об изменениях, а об отмене, например, ВПР и всего того, что требует не столько знаний, сколько натаскивания. А вот ЕГЭ по русскому языку я, пожалуй, оставила бы. Без знаний с этим экзаменом не справишься. Без знаний, умений и навыков. Знаний теории языка, умения и навыков анализировать, сопоставлять языковой материал. Сочинение по тексту ЕГЭ не самая легкая задача: нужно проанализировать текст, показать, что ты понял, о чем говорит автор, какую идею и каким образом пытался донести, согласиться или нет с точкой зрения автора, привести свои аргументы. И, разумеется, сделать все это нужно грамотно и логично. Очень хорошая проверка умения работать с информацией, что в наше время необходимо каждому. Я своим ученикам говорю, что сегодня это одно из самых главных умений.

– Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?

– Почти за 32 года работы учителем у меня накопилось очень много теплых воспоминаний. Например, одно из первых празднований юбилеев нашей школы, это было в 90-х годах. Как мы всем преподавательским составом сами писали сценарий к празднику, песни, стихи, ставили и сами же участвовали в сценках. Так давно было, «Онегин, я тогда моложе и лучше, кажется, была…».

Все «Последние звонки» и выпускные. Ну как не сохранить приятные воспоминания, когда ты несколько лет готовишь своих ребят к этому дню? И радостно, и печально одновременно, всегда грустно расставаться со своим классом… Конечно, с годами начинаешь более философски относиться к этому, а вот свой первый выпускной класс вспоминаю до сих пор с трепетом.

Бывают моменты на уроках, от которых надолго остается приятное чувство. Это когда новую тему урока начинаешь и вдруг видишь, боже мой, вот, прочувствовали, поняли, по-настоящему проняло…

Общение с коллегами, с родителями, особенно, когда ты видишь, что они тебя понимают и поддерживают, да много греющих душу моментов остается в памяти.

– Как учителю, за что вам бывает обидно?

– А на кого обиду то держать: на детей, родителей, администрацию школы!? Нет, конечно. Если и происходят неприятности, то это все решаемо, так жизнь устроена – полоса белая, полоса черная.

– Какие книги из школьной программы вы бы исключили, а какие добавили?

– Программа продумана отлично, ничего бы не стала исключать. Вот добавила бы Бориса Полевого – «Повесть о настоящем человеке» (12+), Александра Фадеева – «Молодая гвардия» (16+), но никто же не мешает более широко знакомить ребят с советской литературой на уроках внеклассного чтения. В принципе, вся классика осталась на месте, поэтому я довольна школьной программой.

– Какие авторы из современных вам нравятся?

– Лично у меня сложное отношение к современным авторам. Все, что сейчас распиарено, как-то не очень греет душу. Из современников для себя могу выделить Захара Прилепина. Сейчас я предпочитаю такие книги, как «Несвятые святые» (16+) Тихона Архимандрита (Шевкунова). Люблю перечитывать Дмитрия Балашова, его цикл «Государи Московские» (12+).

– Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением, как отвлечь их от гаджетов?

– У меня нет такого секрете, это то, над чем ты бьешься каждый день. Могут быть какие-то приемы, чтобы побудить детей прочитать то или иное произведение, но заменить гаджет книгой… Я такой магией не овладела.

– Лично у вас есть ощущение, что сейчас растет поколение не читающих?

– Есть читающие дети, а есть не читающие, а есть очень много читающие, только вопрос – что!? Фэнтези? А с другой стороны, была бы привычка к чтению, глядишь, с возрастом перейдет и на более сложную литературу. Я в школьные годы предпочитала зарубежную литературу, но классику, в основном французскую, отечественная классика по-настоящему пришла ко мне позже. Так что, если есть привычка к чтению, хочется верить, и вкус к хорошим книгам со временем придет. Я не противник легкого чтива, иногда сама могу почитать ту же Донцову, главное, чтобы была привычка читать.

– Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в теа­тры?

– Если мы проходим некое драматическое произведение, я обязательно скачиваю театральную постановку этого произведения, но учитывая, как сейчас самовыражаются современные режиссеры, я ищу классические постановки: Малый театр, МХАТ, театр «Сатиры». Знакомлю ребят и с экранизациями, но всегда с оговоркой, что кино и литература – это разные виды искусства. Допустим, когда мы в 9 классе проходим произведение М. Булгакова «Собачье сердце» (12+), предлагаю ребятам еще и фильм посмотреть, кстати, очень талантливое кино, а на уроке показываю сцену – когда профессор Преображенский и доктор Борменталь проводят операцию Шарику, а после просмотра мы читаем этот отрывок. Вот она разница… Посмотрели отрывок из фильма, что увидели, то и увидели – ну, делают операцию, ну, собаке, а когда читаем этот отрывок в произведении, то сразу видим, что Булгаков изображает профессора Преображенского и его помощника Борменталя буквально как преступников. В описании автор использует достаточно жесткие выражения в отношении врачей, и сразу проявляется авторская позиция, как он относится к этому эксперименту. Вот один из примеров, которые я привожу своим ученикам, чтобы они понимали, что кино – это кино, где между вами и автором произведения стоит режиссер, оператор, артист и т. д., и у каждого свое толкование. Когда вы берете книгу и остаетесь с автором один на один, да еще если умеете читать и понимать, тогда вам открывается совсем другой вид искусства.

– Идеальный ученик для вас, какой он?

– Да просто любой ученик… Идеалов в жизни не существует.

– Есть среди ваших учеников те, которые приносят вам свои рассказы, стихи? Как вырастить талантливого ученика?

– Да, есть такие ребята. Кто-то только пробует себя, а у иных действительно талант. Что касается того, чтобы вырастить талантливого ребенка, честно, я не знаю, как это сделать, талант либо есть, либо его нет. Я могу только заметить, поддержать, дать возможность проявить себя. Ну кто Пушкина взращивал? Никто, он сам. Понятное дело, что он всю жизнь оттачивал свое мастерство, но у него изначально природой талант был заложен. Это особое состояние души, когда человек не может не писать.

– И все-таки можно ли воспитать в ученике любовь к писательству и научить школьника создавать художественные произведения?

– Моя первоначальная задача – научить ребенка создавать текст, но это не к вопросу о таланте. Я тоже умею тексты писать, и рифмовать умею, но это не значит, что я писатель или поэт. Технически – да, создавать тексты научиться можно, текстоведение и основы стихосложения в помощь. Но воспитать любовь к писательству...? Повторюсь, есть люди, которые не могут не писать – это дар. Это особое видение мира и себя в нем, особое чувство слова. Любовь к слову воспитать можно, а вот любовь к писательству… Тайна творчества все еще остается тайной.

– В связи с чем вы могли бы сегодня в учебе посочувствовать ученикам?

– Могу выразить сочувствие современным детям в том, что у них под рукой всегда есть интернет, и самостоятельно добывать информацию они часто не умеют. Когда я в школе училась, и нужно было найти какую-либо информацию, мы бежали в библиотеку, а если еще и нужной книги нет… сидишь в читальном зале, пыхтишь, работаешь.

– А учителям?

– Перегрузка. Нам, преподавателям со стажем, в спину молодежь не дышит, к сожалению. Вот и получается, что сейчас многие учителя бывают перегружены.

– А вы сами как в школе учились? Во время учебы всю «Войну и мир» (12+) прочитали?

– Хорошо училась и в школьные годы «Войну и мир» прочитала полностью, и про мир, и про войну. А вот за сочинение, написанное на тему этого произведения, я получила двойку. Настолько выговорилась на предыдущих уроках по этому произведению, что во время сочинения была уже выжата, как лимон, просто перегорела.

– Существует ли книжный герой, с которым вы себя ассоциируете?

– Ну нет, я уже вышла из того возраста, а если хорошо вспомнить, то и в юные годы не было у меня подобных ассоциаций.

– Вспомните своего самого любимого ученика за все годы преподавания, поддерживаете ли вы связь до сих пор?

– Самый любимый и дорогой – это двоечник, и самый благодарный, между прочим. Дети, с которыми тебе было сложно, самые любимые, потому что выстраданные. К сожалению, особо близкие личные связи ни с кем поддерживать не удается, и это не равнодушие, просто жизнь так складывается. А вот видеться – видимся. Деток их учу. Напоследок разрешите передать мой низкий поклон филологическому факультету Магаданского государственного педагогического института и лично Елене Гоголевой – это как раз тот человек, с которого хочется брать пример, человек, научивший меня любить русское слово, русскую речь. Моя бесконечная благодарность тем, кто меня учил, но, к сожалению, уже ушел: Татьяна Иванова, Михаил Райзман, Лев Макеев. В новом учебном году пожелаю всем преподавателям вдохновения, терпения и сознательных учеников, а школьникам хочу пожелать, чтобы в их жизни всегда присутствовало желание обретать знания, и не только в школьные годы, но и в будущем!

Корреспондент газеты «Вечерний Магадан» Анна ГУЗАРЕВИЧ

 


Дата публикации: 01.09.2022


Развернуть Свернуть