Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Почетный гражданин города Таймураз Увижев: Я в Магадане растворился

03.07.2020 14:18
0

 

Таймураз Рамазанович УВИЖЕВ – представитель династии сотрудников органов безопасности, полковник органов ФСБ, почетный сотрудник контрразведки, почетный гражданин города Магадана.

За мужество и отвагу при исполнении служебного долга и особые отличия полковник Т. Р. Увижев награжден орденами «За личное мужество», «Почета», шестью медалями, знаком «Почетный сотрудник контрразведки ФСБ России», именным оружием. 17 июня 2003 года удостоен звания «Почетный гражданин города Магадана».

Магадану исполнился 91 год со дня его основания. 23 июня в 1929 году был забит «первый колышек», дав начало строительства Восточно-Эвенской культурной базы на берегу Нагаева. И именно эту дату депутаты городской Думы (в 2015 году) приняли решение считать датой основания Магадана.

Напомним, в 1928 году первая колымская экспедиция Ю. А. Билибина положила начало детальному изу­чению Колымы. Сведения об экономике края были получены гидрографической экспедицией И. Ф. Молодых, который рекомендовал бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строительства дороги.

13 октября 1928 года Ольский райисполком принял решение о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, а уже 22 июня 1929 года на берег бухты вышли первые строители, приступив к сборке трех жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы и здания интерната. А дальше?

А дальше город рос и развивался... Минуя практически сто лет, Магадан превратился в крупный административный, финансовый, научный и культурный центр, где берут истоки все жизнеобеспечивающие артерии территории.

Каким запомнил Магадан, как город строился, что портит его облик на сегодняшний день, «ВМ» рассказал Таймураз Увижев, человек, которого по праву можно считать старожилом города, ведь последние 56 лет он провел на Колымской земле, и, как сам признается, покидать свою Родину – а ведь Магадан поистине за эти годы стал его Родиной – он не собирается.

 

– Таймураз Рамазанович, вы родились в селе Дарг-Кох Северо-Осетинской АССР, вспомните как вы оказались на Колыме, ваши первые впечатления.

– В 1960 году моего отца переводом направили проходить службу в Магаданскую область, поселок Ягодное. Тогда мне было 8 лет.

Когда мы приземлились, в аэропорту нас уже встречали военные и на служебном автомобиле и сразу же повезли за 541-й километр – в сам поселок, поэтому город в тот день я так и не увидел. Хочу отметить, что Ягодное, на мой взгляд, был и остается самым красивым из всех населенных пунктов Колымы.

В поселке я прожил четыре года, будучи пионерами мы не были предоставлены сами себе и всегда чем-то занимались. Нас возили на прииски, где мы помогали в работе бригадам, нам выделялся какой то участок на полигоне, и мы учились работать с лотком. Помощь оказывали местным совхозам и т. д.

Как и большинство мальчишек, меня интересовали рыбалка и охота. С 12 лет я умел ставить петли на зайцев и на куропаток. Ходил на речку и всегда приходил с хорошим уловом.

Говоря об учебе, я учился хорошо и был достаточно дисциплинирован, за всю свою жизнь не прогулял ни одного урока. Помню, приходил с дневником к отцу, и, если результаты моей учебы папу удовлетворяли, он мне разрешал идти гулять в лес, если же нет, то он спокойным голосом говорил: «как тебе не стыдно?..» – этого для меня было достаточно, и я оставался дома.

В Ягодном мы жили в частном доме и у каждого из нас были определенные обязанности по хозяйству – заготовка дров на зиму, ведение хозяйства, уборка и стирка и т. д.

У меня было много друзей из интерната, мне всегда казалось, что они не доедают, и я всегда старался притащить им из дома что-нибудь съестного. Мама каждый раз недоумевала, куда постоянно девается еда. Когда же я ей признался, то она меня не ругала. К слову, многие ребята, кого я подкармливал, будучи уже взрослыми, вспоминают то время и благодарят.

С самим Магаданом знакомство у меня состоялось спустя два года после приезда на Колыму. Наступило лето, и нас (школьников) за хорошую учебу и другие достижения отправили в поощрительную поездку в город. В Магадане нас поселили в одну из школ, в качестве досуга нам организованы экскурсии по городу (помню, в это время строились дома по Пролетарской в сторону местпрома и швейной фабрики), в городской парк, кинотеатры. Тогда на меня большое впечатление произвели краеведческий музей и море, именно тогда я впервые увидел охотское море.

– Расскажите о том времени, когда вы окончательно переехали из поселка в город.

– Это был 1964 год, отца по службе перевели в город, и нам сразу дали квартиру по ул. Дзержинского, 5.

Я всегда говорю, что у меня было счастливое детство – потому что мы с семьей не испытывали сложности в бытовом плане, т. к. папа военнослужащий, ему была положена служебная квартира в отличие от большинства моих одноклассников, которые в то время жили в бараках.

В Магадане я учился в школе № 17 (приставка к школе
№ 1). В 15 лет поступил в Магаданский политехникум и после его окончания устроился работать техником-гео­физиком гидрологической экспедиции СВТГУ.

После службы в армии работал токарем на Магаданском ремонтно-механическом заводе, мастером связи и начальником аппаратной радиоцентра Магаданского морского рыбного порта.

С 1977 года поступил на службу в органы КГБ СССР – ФСБ России. Отслужил достойно, прилагал все усилия, чтобы не подвести тех, кто рекомендовал меня для работы в органах государственной безопасное. С теплотой вспоминаю школьных учителей моих наставников на механическом заводе очень благодарен офицерам-наставникам, передавшим мне свой опыт. За 25 лет службы прошел путь от оперуполномоченного до заместителя начальника Управления ФСБ России по Магаданской области.

– Возвращаемся к городу, каким он был, яркие воспоминания?

– Я застал еще деревянные тротуары, ими были выстелены практически все улицы в городе. С одной стороны, они были удобны – при ходьбе не слышно «цоканья» от каблуков, с другой стороны, зимой они были очень скользкими.

Помню вазоны с красивыми и яркими цветами, которые выставлялись вдоль проспекта Ленина.

В то время я застал бараки первых ленинградских проектов, они были на улице Пушкина. Я как-то разговаривал с рабочими с завода, и они рассказывали, что счастливее дня не было, когда они переезжали из ветхих землянок в эти бараки. Видите, все познается в сравнении.

Я застал более интенсивную культурную жизнь Магадана – в городском парке постоянно проходили развлекательные мероприятия – концерты, творческие программы. Парк всегда был заполнен горожанами. Также в городе было большое количество кинотеатров (8 штук).

– Как вы в юности предпочитали проводить свободное время?

– Так как в нашем дворе у единственных в городе на тот период была футбольная-хоккейная коробка, то все ребята города приходили к нам. Мы играли, проводили соревнования. В общем, практически все свободное время мы были именно там. Также мы с ребятами много ходили в походы, излазали все окрестные сопки, да и долгие прогулки по побережью я тоже никогда не забуду. Кроме этого, с нами проводились занятия по военной топографии, радиоделу, все мы ходили в авиамодельный кружок.

– За все это время вас на Родину, на Кавказ, не тянуло?

– Нет. Только если в первое время, но недолго... Как-то быстро Колыма меня в себя влюбила, а сам Магадан стал мне родиной.

Бывает, накатит на меня грусть, и кажется, что все идет не так как хочется, я иду в лес. Мне достаточно лиственницу или стланик обнять и понюхать, и это моментально успокаивает, придает сил, и всю тягость как рукой снимает.

– Что, по-вашему, сегодня портит город?

– Мне не нравится состояние частного сектора – горы мусора, заброшенные строения, но в данном случае это на совести самих жителей, которые добровольно хотят утопать в своих отходах.

Легкую грусть вызывают обшарпанные фасады старых зданий в историческом центре. Годами все не могут привести их в порядок, вроде и ремонтируют, но на следующий год вся краска трескается и отваливается слоями.

Наш город частично без памяти – в городе жило и работало несколько героев Советского Союза, из Магадана люди уходили на фронт и за проявленные мужество и героизм им присваивались звание героя советского союза – а кто их помнит, где эти мемориальные доски на домах?

Городской парк был назван именами известных людей – а кто о них знает? На мой взгляд, нужен в парке уголок его истории.

Нужно прикрепить на старые дома таблички имен архитекторов, кто там жил, что там было раньше, и многое другое.

– Расскажите о тех местах в городе, где больше всего любите проводить свое время?

– Это в первую очередь места, связанные с моим прошлым, я люблю посещать тот двор, в котором я провел детство, люблю гулять в сквере у СВЗ, я там много времени в детстве проводил. И, конечно же, наша колымская природа, я стараюсь чаще находить время, чтобы насладиться ей.

– Как, по вашему, у Магадана есть будущее?

– Давайте вспомним, когда в 80-е годы, когда шла планомерная застройка, создавалось впечатление, что все идет к лучшему. Когда настали 90-е рухнул Советский Союз, наступило сложное время как для Магадана, так и для всей страны в целом. На Колыму стали поступать из центра совершенно другие потоки финансирования – желание строить у людей и власти было, а финансов не было. На сегодняшний день строительство идет полным ходом, заметьте, недостроев в городе практически не осталось, а даже наоборот, в планах местной власти возводить первичное жилье, строя новые микрорайоны. Сам город мне нравится, видно, что жизнь в нем кипит. Мне здесь уютно и комфортно.

Если говорить насчет будущего региона, то да, оно есть, и далеко не печальное. Наш регион богат полезными ископаемыми и дарами моря. Я уверен, что рано или поздно инвестиционный климат улучшится и наше правительство возьмется за серьезные месторождения, работы с которыми хватит на 100 – 150 лет, ведь золото и многие другие полезные ископаемые в регионе есть. По рыбной продукции –здесь сложнее, потому что по сравнению с нашими близкими регионами – Камчаткой и Сахалином, мы добываем меньше и не сможем конкурировать не по ценовой политике, не по количеству – поэтому, на мой взгляд, нужно брать качеством. Каких-то 35 лет тому назад рыбный флот области насчитывал сотни судов и на побережье было более десятка рабозаводов в этой отрасли были заняты не меняя пяти тысяч жителей региона.

– А вы планируете переехать из Магадана?

– Нет. Семья хочет, а я нет.

– Почему?

– Мне здесь нравится... Мы много с внуками гуляем пешком по городу, я их в ходе прогулки знакомлю с городом, с его историей – когда были построены здания, рассказываю о шести­гранниках (эта пешеходная зона формировалась в начале 60-х годов, и тогда они заменили деревянные настилы), рассказываю как менялся облик города по мере моего взросления, о предприятиях того времени и другом.

Для меня Магадан – это тот город, в который я органично врос, я по нему не перемещаюсь – я в нем живу, я в нем растворяюсь. Любовь и уважение к своему городу и краю я максимально стараюсь привить и своим детям и внукам. Хочу отметить, это у меня успешно получается. Я благодарен педагогам магаданских школ, которые приглашают меня на встречи с учениками, где мы в неформальной обстановке говорим об истории страны, о людях, отстоявших независимость нашей родины, о тех, кто в трудные военные годы своим круглосуточным трудом на Крайнем Севере вносил посильный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками. надеюсь, мне удастся передать словами все увиденное мною за свою жизнь.

Наталья Мифтахутдинова

 


Дата публикации: 03.07.2020


Развернуть Свернуть