Типичные выявляемые нарушения при проведении проверочных мероприятий и часто задаваемые вопросы Северо-Восточному управлению Ростехнадзора

Типичные выявляемые нарушения при проведении проверочных мероприятий и часто задаваемые вопросы Северо-Восточному управлению Ростехнадзора сообщили магаданцам.
Часто встречающиеся нарушения на объектах ведения горных работ:
✓ не актуализированы сведения об опасном производственном объекте;
✓ договор на горноспасательное обслуживание, заключенный с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями не охватывает опасного все участки производственного объекта;
✓ допущено ведение горных работ в период 2025 года по направлениям, не предусмотренным планом развития горных работ;
✓ ведение горных работ без согласованного плана развития горных работ на период с января – по сентябрь 2023 год;
✓ отсутствует согласованный в установленном порядке план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
✓ паспорта крепления действующих горных выработок отсутствуют, либо не соответствуют требованиям в части их оформления, ознакомления и ведения;
✓ отступление от проектных решений при эксплуатации и разведке месторождений полезных ископаемых.
В рамках проведения профилактических мероприятий, часто задаваемые вопросы касаются законодательных норм, требований, контроля и ответственности за нарушения.
Ниже приведены примеры таких вопросов, связанные с разными аспектами.
1. Кому нужна и обязательна ли аттестация в области промышленной безопасности?
Ответ. Перечень категорий работников, которым нужна аттестация, установлен в постановлении Правительства от 13 января 2023 года №13. Аттестацию в области промышленной безопасности должны проходить определённые категории персонала, чья деятельность влияет на безопасность производства и те, кто принимает ключевые решения:
- руководители организаций — генеральные директора, технические директора, главные инженеры, начальники производств, цехов, участков и их заместители;
- инженерно-технические работники — технологи, механики, энергетики, которые руководят производственными процессами;
- ответственные за производственный контроль — инженеры по промышленной безопасности, начальники служб охраны труда;
- члены аттестационных комиссий — те, кто непосредственно проводит аттестацию руководителей и специалистов на предприятии;
- индивидуальные предприниматели — те, которые эксплуатируют, строят, ремонтируют и выполняют другие задачи на опасных производственных объектах (ОПО).
2. Обязательно ли проведение экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) на технические устройства, применяемые на ОПО?
Ответ. Экспертиза промышленной безопасности (далее - ЭПБ) технических устройств, которые применяют на опасном производственном объекте, обязательна, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия устройства обязательным требованиям. Некоторые ситуации, когда необходимо провести ЭПБ:
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки устройства, установленных его производителем;
- если в технической документации нет данных о сроке службы, а фактический срок устройства превышает 10 лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено устройство. Регламент проведения ЭПБ установлен в Федеральном законе от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (статья 7) и Приказе Ростехнадзора № 420 от 20.10.2020.
3. Как организация, эксплуатирующая ОПО, организует производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности? Производственный контроль осуществляют назначенный работник или служба производственного контроля.
Ответ. Согласно п. 7 Правил организации и осуществления производственного контроля соблюдения требовании промышленной безопасности на ОПО, утвержденных постановлением Правительства России от 18.12.2020 № 2168 (далее - Правила), функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются:
- на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального осуществляющих предпринимателя, если численность работников, профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (далее - работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 чел.;
- на специально назначенного работника, если численность работников организации, эксплуатирующей ОПО, составляет 150 - 500 чел.;
- на руководителя службы производственного контроля, если численность работников организации, эксплуатирующей ОПО, составляет более 500 чел. Таким образом, с целью выполнения п. 7 Правил, при расчете численности работников организации, эксплуатирующей ОПО, учитываются только работники, осуществляющие вышеуказанную профессиональную деятельность. Иных работников, в том числе уборщиц, в данном случае учитывать не нужно.
4. Какие виды ответственности за нарушения в области промышленной безопасности предусмотрены? За нарушения предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственность.
Ответ. Гражданская, административная и уголовная ответственность предусмотрены за нарушения в области промышленной безопасности. Гражданская ответственность наступает при возникновении страховых ситуаций по договорам обязательного страхования опасных производственных объектов. В качестве наказания применяется дисквалификация на определённый период, сведения о которой формируются в государственном реестре. Административная ответственность наступает, если нарушены несущественные требования безопасности, которые не привели к серьёзным последствиям, но всё равно требуют вмешательства государственных органов. Некоторые меры административной ответственности:
- штрафы. Они могут варьироваться в зависимости от масштабов нарушения и масштаба предприятия;
- приостановка деятельности. Если нарушения носят системный характер и угрожают безопасности, предприятия могут быть временно закрыты;
- предупреждения. Применяются, как правило, для организаций, которые нарушают требования впервые, и это не приводит к аварийным ситуациям. Уголовная ответственность наступает, когда нарушения требований безопасности становятся причиной гибели людей или крупных разрушений.
Уголовное дело может быть возбуждено в случае:
- гибели людей или серьёзного вреда здоровью;
- ущерба государственным или частным предприятиям на значительные суммы;
- нарушений, приведших к экологическим катастрофам, разрушению окружающей среды.