Депутатами при принятии решения по анализу моей работы объективные данные учтены не были - Юрий Гришан
Мэр Магадана Юрий Гришан выразил особое мнение по вопросу неудовлетворительной оценки деятельности за 2023 год, которое направил председателю Магаданской городской Думы Сергею Смирнову. Как отмечает глава муниципалитета, при принятии решения по анализу работы мэра города объективные данные депутатами учтены не были. Текст особого мнения приведен ниже:
Особое мнение по вопросу оценки деятельности главы муниципального образования «Город Магадан», мэра города Магадана за 2023 год
Руководствуясь пунктом 10 Положения о ежегодном отчете главы муниципального образования «Город Магадан» перед Магаданской городской Думой, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 24.12.2021 № 84-Д, (далее – Положение об отчете) считаю необходимым выразить особое мнение по вопросу неудовлетворительной оценки моей деятельности за 2023 год, выраженной в решении Магаданской городской Думы от 07.06.2024 № 26-Д. Указанное решение поступило в мой адрес 10.06.2024.
Согласно действующему законодательству, в том числе пункту 2 Положения об отчете, отчет главы муниципального образования (далее - Отчет) должен содержать определенный объем информации, характеризующей деятельность муниципалитета по решению вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, за отчетный год.
Отчет должен содержать также информацию о моей деятельности и деятельности мэрии города Магадана по решению вопросов, поставленных Думой, постоянными депутатскими комиссиями Думы, председателем Думы в отчетном периоде, достигнутые результаты (подпункт 10 пункта 2 Положения об отчете). Как установлено пунктом 3 Положения об отчете, в целях наиболее полного отражения указанной выше информации, председатель Думы не позднее 15 февраля направляет главе перечень поставленных в отчетном году вопросов. Перечень таких вопросов в мой адрес в 2024 году не поступал.
Мой годовой отчет за 2023 год - это отражение деятельности мэрии города Магадана, ее отраслевых (функциональных) органов, муниципальных предприятий и десятков муниципальных учреждений, чья работа направлена как на решение вопросов местного значения, так и реализацию переданных государственных полномочий. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено 56 вопросов в различных областях городского хозяйства, включая первоочередные мероприятия по организации стабильного жизнеобеспечения города, повышению его социально-экономических показателей.
Подведение итогов работы за год очень ответственный процесс, позволяющий отразить как достижения, так и недостатки в работе, проанализировать обстоятельства этому способствующие и сформировать планы деятельности, ориентированные на положительную динамику социально-экономического положения города, а также определить приоритетные направления деятельности главы муниципального образования. Эффективное взаимодействие всех органов местного самоуправления - залог такой положительной динамики. В то же время депутаты Магаданской городской Думы не воспользовались своим правом обозначить наиболее важные, либо проблемные вопросы городского хозяйства, что лишило меня возможности предоставить более развернутую информацию в рамках Отчета.
Обозначу свое мнение по ряду претензий к работе главы, высказанные уже в ходе заседания Думы.
1. Обращение с животными без владельцев.
Необходимо отметить, что полномочия по обращению с животными без владельцев относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств областного бюджета соответственно. Объективная оценка ситуации сохраняющегося количества безнадзорных животных на улицах города не свидетельствует о виновном бездействии органов местного самоуправления. Сохраняется отсутствие материальной базы для осуществления переданных отдельных государственных полномочий. Немаловажное значение имеет безответственное отношение заводчиков к питомцам, что является основным фактором роста численности безнадзорных животных.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий в целом осуществляет Губернатор Магаданской области, профильные ведомства, а за исполнение таких полномочий по обращению с животными без владельцев – министерство сельского хозяйства Магаданской области. Указанным ведомством фактов бездействия как мэрии города Магадана, так и меня лично при осуществлении переданных государственных полномочий не выявлялось.
Основное регулирование отношений в области обращения с животными, в том числе животными без владельцев, осуществляется Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ. За шесть лет правоприменительной практики данного закона стала очевидной необходимость поиска новых путей решения проблемы, поскольку предлагаемые законом меры по отлову, стерилизации и выпуску в прежнюю среду обитания животных не имеют должного эффекта. Так в 2023 году закон претерпел изменения и расширил полномочия субъектов РФ в вопросах обращения с животными без владельцев. В настоящее время на территории Магаданской области формируется правовая база, предусматривающая дополнительные меры при решении обозначенной проблемы.
В течение отчетного периода мной лично неоднократно инициировались рабочие встречи в рамках деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Магаданской области» по данной проблематике с целью выработки предложений по совершенствованию региональной правовой базы. Предложения по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере, проекты нормативных актов направлялись в адрес Губернатора Магаданской области.
В настоящее время на территории города действует режим повышенной готовности органов управления и сил Магаданского городского звена Магаданской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ситуация взята под постоянный контроль, население муниципального образования «Город Магадан» оповещается о сложившейся обстановке через СМИ, информируется о возможных угрозах при контакте с животными без владельцев.
2. Демонтаж детских игровых площадок.
Относительно решения о демонтаже детских игровых комплексов считаю необходимым пояснить следующее. Требования, предъявляемые к монтажу и эксплуатации данных сооружений, ориентированы на защиту жизни и здоровья детей. Существующее нормативно-правовое регулирование как международных актов, признанных на территории Российской Федерации, так и национальных стандартов предусматривает необходимость незамедлительного прекращения эксплуатации по истечении срока службы установленного оборудования независимо от технического состояния последнего. Учитывая неудовлетворительное состояние игровых элементов, а также истечение срока их эксплуатации, мера по демонтажу оборудования обоснована и направлена на предотвращение возможного травмирования несовершеннолетних.
В настоящее время меняется подход к решению вопроса о размещении детских игровых комплексов на территории города в целях максимального удовлетворения потребности населения, при сохранении визуальной привлекательности общественных территорий города, обеспечении баланса потребностей различных возрастных групп детей и органичной интеграции игровых комплексов в имеющуюся жилую застройку.
3. Уборка междворовых проездов.
По вопросу несогласованности действий с управляющими компаниями по передаче на содержание междворовых проездов обращаю внимание на следующее. Указанные проезды включены в схемы прилегающих территорий, определенных постановлениями мэрии города Магадана. Данные документы являются обязательными к исполнению на всей территории города, находятся в открытом доступе на сайте мэрии города Магадана, в информационно-справочных системах, заинтересованными лицами не обжаловались. Предложения по изменению этих схем от заинтересованных лиц, в том числе управляющих компаний, не поступали.
Вместе с тем, учитывая наличие спорных вопросов, возникающих при содержании таких территорий, МБУ города Магадана «КЗХ» производит их уборку и ремонт. В настоящее время вопрос содержания спорных территорий является предметом рассмотрения судебных органов, это нормальная практика при осуществлении хозяйственной деятельности, и не свидетельствует о незаконном бездействии органов местного самоуправления.
Замечание Магаданской городской Думы в отношении контроля Губернатора Магаданской области за соблюдением плана уборки городских территорий нельзя признать корректным. Местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ входит в единую систему публичной власти.
Законом Магаданской области от 27.12.2013 № 1682-ОЗ закреплен особый статус города Магадана как административного центра Магаданской области, который обуславливает дополнительные функции, включая реализацию мероприятий, направленных на сохранение исторического облика города Магадана; участие в организации проведения мероприятий федерального и регионального значения в области культуры, искусства, спорта путем создания необходимых условий, связанных с информационным обеспечением мероприятий, оформления административного центра Магаданской области в период проведения указанных мероприятий, а также создания необходимых условий, связанных с приемом и размещением лиц, прибывших для участия в указанных мероприятиях.
Именно с этим связана заинтересованность Губернатора Магаданской области ходом реализации мероприятий по поддержанию надлежащего уровня благоустройства территории города, а не в связи с бездействием городских властей по исполнению указанных полномочий.
4. Асфальтирование и ремонт дворовых проездов, улиц и тротуаров.
В условиях ограниченных возможностей местного бюджета муниципалитет принимает все возможные меры и ежегодно наращивает объемы ремонта городских дорог, дворовых территорий и межквартальных проездов. Так, по сравнению с 2022 годом, в 2023 году объем отремонтированных дорог вырос на четверть и составил:
Наименование показателя
2022 год
2023 год
Темпы роста (снижения), %
Асфальтирование дворовых территорий и проездов ведомственной целевой программы «Благоустройство дворовых территорий муниципального образования «Город Магадан» и муниципальной программы «Исполнение наказов избирателей депутатам Магаданской городской Думы», тыс. кв.м
4,99
5,99
120,0
Асфальтирование в рамках подпрограммы «Столица» государственной программы Магаданской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Магаданской области», тыс.кв.м
15,0
27,8
185,3
Капитальный ремонт улично-дорожной сети в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории муниципального образования «Город Магадан», тыс.кв.м
27,99
34,2
122,2
Ямочный ремонт улично-дорожной сети, тыс. кв.м
27,8
27,2
97,8
Итого
75,78
95,19
125,6
В соответствии с формой федерального статистического наблюдения № 3-ДГ (мо) на территории муниципального образования «Город Магадан» по состоянию на 01.01.2024 доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения снизилась на 1 п.п., составив 16% от общей протяженности.
Учитывая высокую социальную значимость данного вопроса, мэрия города Магадана выступила с инициативой привлечения софинансирования бюджетов вышестоящих уровней для капитального ремонта городской улично-дорожной сети. В результате проделанной работы в Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития городского округа «Город Магадан» на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.07.2023 № 2058-р, вошел п.33 «Приведение в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог местного и регионального значения в агломерации г. Магадана», которым предусматривается ремонт основных магистральных улиц города Магадана в 2024-2030 годах на общую сумму 12,8 млрд рублей.
На территории муниципального образования в течении отчетного периода действовала муниципальная программа «Исполнение наказов избирателей депутатам Магаданской городской Думы», утвержденная постановлением мэрии города Магадана от 22.10.2020 № 3119.
Наказы избирателей являются одной из форм осуществления демократии, выражения воли и интересов жителей муниципального образования «Город Магадан» (далее - города Магадана) и, таким образом, участия их в решении вопросов местного значения, затрагивают широкий круг проблем социально-экономического развития, улучшения культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, а также способствуют совершенствованию работы органов местного самоуправления. К приоритетным направлениям наказов относится в том числе асфальтирование дворовых территорий и проездов.
Указанные мероприятия, запланированные муниципальной программой в 2023 на сумму 14 054,463 тысяч рублей исполнены в полном объеме.
Резюмируя изложенное, хочу акцентировать внимание на следующем. Глава муниципального образования - лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной.
Действующее законодательство не содержит показателей оценки деятельности главы муниципального образования, по отдельности или в их совокупности однозначно свидетельствующих об уровне ее эффективности или неэффективности. Депутаты вправе оценивать деятельность главы муниципального образования по своему внутреннему убеждению. В то же время, оценочный характер выносимого представительным органом решения должен предполагать при его принятии использование демократических процедур, учет различных факторов, и как минимум на основании объективных данных. Считаю, что депутатами при принятии решения объективные данные учтены не были.
Мэр Магадана Юрий Гришан.